Универсальный заточный станок, или, если кратко, УЗС предназначен для самых разных операций по обработке металла. Он может служить, конечно, и простым электроточилом. Однако обладает и многими другими возможностями. На нем удается выполнять, например, не только обычную заточку слесарных и столярных инструментов, в том числе сверл, резцов по дереву и металлу, но и восстановление под строго заданными углами зубьев пильных цепей марок ПЦУ2-9,3, ПЦУ-10,26 и ПЦП-15, используемых в бензиновых и электрических пилах.

Годится станок также и для резки металлов простыми и алмазными абразивными кругами, обработки древесины (торцовки, продольной распиловки, нарезки шипов и т.д.). Перечисленные операции далеко не исчерпывают список выполняемых на универсальном станке работ. Такая широкая гамма возможностей достигнута за счет конструктивных особенностей станка и прилагаемых к нему приспособлений. Ко всему прочему, УЗС имеет небольшие габариты, что позволяет использовать его даже в стесненных мастерских, и легко разбирается на три части.

К несомненным дополнительным достоинствам станка нужно отнести также и то, что техническое обслуживание устройства — минимальное. Практически оно сводится в основном к контролю натяжения клинового ремня да нечастому нанесению густой консистентной смазки (солидола) на вертикальную ось поворота силового кронштейна. Прежде чем перейти к конструктивным особенностям станка, хотелось бы отметить следующее. Как мне кажется, читателю будет удобнее разобраться в устройстве в целом, рассмотрев его для начала по отдельным составляющим станка.

Поэтому они сперва представлены на рисунках в виде россыпи деталей — своеобразного каталога узлов, а уже потом они будут подробно рассмотрены в сборе. УЗС (рис.1) состоит из маятника с установленным на нем двигателем, шарнира маятника, коробчатого силового кронштейна, пульта управления, в котором скомпоновано почти все электрооборудование станка, и станины, жест- ко закрепляемой на верстаке струбциной (рис.5).

Такое большое количество деталей потребовало соответствующего подхода к их компоновке, которая обеспечила бы не только надежную работоспособность конструкции, но и позволило бы добиться ее компактности и удобства выполнения различных операций. Поэтому, например, продольная ось маятника, если смотреть со стороны струбцины, смещена вправо относительно продольной оси станины. Такое решение помогло более равномерно распределить массу конструкции, повысить ее устойчивость и уменьшить габариты.

Аналогичный подход выбирался и при решении такой задачи, как установка угла вертикального «наведения» маятника: он выбирается также с помощью простейшего механизма, состоящего из круглой накатной гайки и регулировочного винта. Они установлены на задней стенке силового кронштейна. Благодаря малому шагу резьбового смещения ими можно пользоваться и для точной подачи абразивного круга при заточке столярных и слесарных инструментов.

В нерабочем положении маятник удерживается на весу элементами другого простейшего устройства — механизма фиксации (рис.1). Он состоит из подпружиненного крючка, расположенного на шарнире маятника, и скобы, закрепленной на силовом кронштейне: в нее входит и зацепляется крючок в момент вывешивания маятника. Сварной коробчатый корпус маятника (рис.6) обладает достаточной жесткостью, что позволило установить электродвигатель непосредственно на нем без дополнительных кронштейнов. Одновременно корпус служит кожухом клиноременной передачи.

В корпусе по его бокам прорезаны окна, выполняющие двойную роль: они уменьшают массу и кроме того позволяют визуально контролировать натяжение клинового ремня. Дополнительно прорезано и нижнее окно: через него самопроизвольно удаляются мелкие инородные тела, случайно попавшие в корпус при работе механизма. Сзади к корпусу приварен фланец с двумя дуговыми пазами для винтов, которыми он крепится к фланцу шарнира маятника.

Этими винтами устанавливается угол бокового наклона корпуса: плавно — поворотом корпуса в пределах длины дуговых пазов или ступенчато — перестановкой винтов в другие резьбовые отверстия фланца шарнира маятника. По всей длине окружности последнего нанесен лимб с ценой деления 1,5° для отсчета величины необходимого угла. Шарнир маятника (рис.4,6) представляет собой сборный узел.

Он выполнен в виде втулки с двумя подшипниками внутри и рычагом, упором, фланцем и косынками, приваренными снаружи. В вертикальной плоскости он вращается на оси, представляющей собой фигурный болт с двумя посадочными шейками под подшипники. Резьбовой конец оси ввинчен в правое отверстие силового кронштейна и зафиксирован контргайкой (рис.5).