Известно, что деформированный шатун приводит к увеличению расхода масла из-за перекоса поршня и колец в цилиндре. Кроме этого увеличивается шум и, самое главное, снижается ресурс деталей, связанных с деформированным шатуном. У шатуна деформируется, как правило, стержень. Наличие деформации легко проверяется на поверочной плите или при помощи лекальной линейки. В первом случае шатун качается, во втором случае идет проверка «на просвет» у головок. Считается, что максимальная деформация (изгиб, непараллельность осей головок шатуна) не должна превышать половины диаметрального зазора между поршнем и цилиндром. При зазоре 0,05…0,08 мм максимальная деформация не должна быть более 0,025.. .0,040 мм на длине, равной диаметру цилиндра. Деформированные шатуны подлежат правке или замене. В тех случаях, когда на шатуне обнаружена трещина, шатун заменяется обязательно.

Приспособление (рис. 39) предназначено для проверки и правки шатунов двигателей отечественных и зарубежных автомобилей, имеющих одинаковую ширину верхней и нижней головок. Оно закрепляется на краю верстака тремя болтами так, чтобы площадка под нижнюю головку шатуна была на краю верстака. Правка на приспособлении позволяет восстановить параллельность осей головок шатуна и устранить скручивание стержня или скрещивание осей головок. Верхняя головка шатуна зажимом 9 притягивается к основанию 1. На нижнюю головку воздействуем через упорный подшипник опорой 3, вращая гайку 4 на болте 12. Требуемая деформация стержня осуществляется передвижным упором 7. Для устранения скрещивания осей головок или скручивания стержня шатуна последний поворачиваем на приспособлении верхней головкой в другую сторону и зажимаем только за нижнюю головку. В верхнюю головку вставляем стержень длиной 0,5…0,8 м и, действуя им как рычагом, устраняем скручивание стержня шатуна.

При значительной правке шатун желательно подвергнуть отжигу с нагревом до 180 . .200 °С, выдержкой 3.. .4 ч и охлаждением вместе с печью. При отжиге снимаются остаточные напряжения после деформации и повышается пластичность материала шатунов.

Приспособление для правки стержней шатунов