Задний роликовый конический подшипник ведущей шестерни 6-7807У является наиболее нагруженным — на него приходится основная нагрузка от зацепления Кроме того, в зацеплении меняется направление сил, действующих вдоль оси ведущей шестерни. Происходит это не только при смене направления движения (вперед, назад), но и при переключении передач.

Хотя далее речь пойдет о замене заднего подшипника ведущей шестерни, не исключается необходимость в оценке общего состояния редуктора, который спроектирован так, что ресурс всех подшипников примерно одинаков. Поэтому и заменять их, как правило, приходится одновременно.

Внутреннее кольцо заднего подшипника в сборе с роликами и сепаратором напрессовано на ведущую шестерню с натягом от 0,008 до 0,035 мм При обмятии, износе сопряженных поверхностей происходит уменьшение натяга, однако проворачивание внутреннего кольца подшипника на хвостовике шестерни не допускается. Наружное кольцо подшипника не вращается, оно установлено в картере редуктора, поэтому радиальные усилия от зацепления воспринимаются только одной зоной дорожки качения. Для равномерного износа последней предусматривается возможность некоторого проворота кольца. В соединении может быть натяг до 0,06 мм или зазор до 0,023 мм, предельный зазор установлен в 0,025 мм. Для того, чтобы добраться до ведущей шестерни, необходимо отвернуть гайку ее хвостовика, снять шайбу и фланец. С другой стороны редуктора, отвернув два болта (S10, Мб), снимаем пружинные шайбы и стопорные пластины регулировочных гаек подшипников коробки дифференциала. Прежде чем отворачивать 4 болта (S14; М10х1,25), пометим керном вблизи разъема картер, крышки и регулировочные гайки: с одной стороны ставим по одной точке на крышке, картере и гайке, а с другой стороны — по две. Отвернув 4 болта, крепящих с пружинными шайбами крышки коробки дифференциала, снимаем крышки, регулировочные гайки и наружные кольца роликовых подшипников. Для того, чтобы в последующем при сборке не поменять местами наружные кольца, к кольцу подшипника со стороны ведомой шестерни (фланца коробки дифференциала) привяжите бирку с буквой «Ш» (шестерня). Вынимаем из картера редуктора коробку дифференциала (в комплекте с ведущей шестерней и внутренними кольцами подшипников) и ведущую шестерню (в сборе с регулировочным кольцом, с внутренним кольцом заднего подшипника и с распорной втулкой). В картере редуктора остаются передний подшипник, маслоотражатель, сальник и наружное кольцо заднего подшипника.

Подшипник 6-7807У необходимо заменить, если: сепаратор не удерживает ролики на внутреннем кольце; внутреннее кольцо спадает с хвостовика ведущей шестерни; на дорожке качения появились язвочки (питтинг) или началось аварийное разрушение поверхности; началось разрушение рабочей поверхности хотя бы одного ролика.

Главное при снятии и установке подшипников — не повредить посадочные места. Наиболее уязвимы посадочные поверхности картера редуктора и коробки дифференциала. Их повреждение происходит при установке колец с перекосом. Установка колец попеременными ударами то по одному краю, то по противоположному — грубейшая ошибка при выполнении этой операции.

Выпрессовка внутреннего кольца заднего подшипника ведущей шестерни показана на рис. 60. В щель между шестерней и внутренним кольцом подшипника, образованную регулировочным кольцом, устанавливаем вкладыши 6. Со стороны зубчатого венца надеваем на вкладыши обойму 5. В обойму вставляем тяги 4 и соединяем их между собой траверсой 2 и винтами 3. Выпрессовка производится при помощи винта 1.

Выпрессовка внутреннего кольца заднего подшипника ведущей шестерни

Выпрессовку наружных колец подшипников из картера редуктора рекомендуется производить оправкой А.70185; предварительно необходимо извлечь сальник, маслоотражатель и внутреннее кольцо переднего подшипника. Кроме этого, при вы-прессовке кольца заднего подшипника обязательно нужно выпрессовать и кольцо переднего. Оправка со съемными вкладышами для независимой выпрессовки наружных колец показана на рис. 61. В верхней части рисунка показана выпрессовка наружного кольца заднего подшипника (не изображены сальник, маслоотражатель и передний подшипник). Диаметр держателя 1 вкладышей 3 и 5 позволяет выпрессовать наружное кольцо подшипника 6-7807 через подшипник 6-7705У.

Со стороны ведомой (большой) шестерни вводим в горловину картера вкладыш 3 и устанавливаем его в пазы упорного уступа наружного кольца. Далее со стороны переднего подшипника вставляем пазом вперед держатель 1. Убедившись, что вкладыш в пазах (поворачиваем его рукой со стороны выпрессовываемого кольца), ударами молотка по держателю извлекаем наружное кольцо подшипника из картера редуктора.

На рис. 61, снизу, показана и выпрессовка наружного кольца переднего подшипника. С держателем 1 используется вкладыш 5. При этом происходит извлечение из картера внутреннего кольца переднего подшипника с маслоотражателем и сальником. Другой способ выпрессовки описан ниже.Запрессовка внутреннего кольца заднего подшипника

Запрессовка наружного кольца заднего подшипника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запрессовка внутреннего кольца заднего подшипника (рис. 62) производится при помощи того же самого приспособления, что и выпрессовка. Только вместо двух вкладышей используется один вкладыш 6.

Запрессовку наружного кольца заднего подшипника рекомендуется производить при помощи оправки А.70171. Избежать перекоса кольца в связи с его расположением в глубине редуктора и возможностью зазора в соединении удается только при наличии опыта. Проще установить кольцо без перекосов при помощи приспособления, показанного на рис. 63. Упор 1, при наличии сальника, устанавливается другой стороной (см. рис. 63 справа вверху).

Запрессовка наружных колец подшипников ведущей шестерниВ случае, когда устанавливается два кольца, удобно воспользоваться приспособлением, изображенным на рис. 64. Здесь вместо упора используется оправка 1.