Предварительный натяг подшипников необходим для ограничения осевых смещений ведущей шестерни рабочими нагрузками. Ошибочно считают, что предварительный натяг в подшипниках обеспечивается распорной (пружинной) втулкой, которая упруго деформируется при затягивании гайки ведущей шестерни. В действительности назначение распорной втулки иное. Если ее удалить, то при затяжке гайки хвостовика момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни нарастает настолько быстро, что, при практически недотянутой гайке хвостовика ведущую шестерню уже не провернуть.

Распорная втулка скорее не обеспечивает, а нормирует предварительный натяг подшипников. Главное же ее назначение — обеспечить затяжку гайки моментом 12…26 кгс-м. Распорная втулка играет роль, аналогичную роли пружинной шайбы в обычном резьбовом соединении. Что касается подшипников, то тут действие ее обратное — втулка стремится сместить внутренние кольца и увеличить осевые зазоры.

Гайку (S24; М16х1,5) затягиваем моментом

12.. .26 кгс-м. Величина момента затяжки определяется моментом сопротивления проворачиванию ведущей шестерни, который должен быть равен для новых подшипников 16…20 кгс-см, а для приработанных (пробег более 30 км) — 4…6 кгс-см.

Если воспользоваться пружинными весами (безменом), зацепив их крючок за отверстие во фланце (на 070 мм, рис. 53), то на весах должно быть усилие

4.6.. .5.7 кгс (момент 16…20 кгс-см) или 1,1…1,7 кгс (момент 4…6 кгс-см).

Если минимальный момент затяжки 12 кгс-м обеспечить не удается, то это говорит о том, что либо распорная втулка коротка, либо она «не держит нагрузки» и приняла вид, показанный на рис. 54, б. В последнем случае упругие деформации превысили допустимые, появились необратимые пластические деформации, распорная втулка стала полностью непригодной.

Если при максимальном моменте затяжки 26 кгс-м в подшипниках (см. рис. 53) нет преднатяга, это означает, что втулка слишком длинная и ее нужно укоротить, воспользовавшись абразивным бруском или шлифовальной шкуркой, положенной на ровную поверхность. Можно ли в каждом конкретном случае

Если был заменен сальник, то момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни должен быть увеличен на 2…3 кгс-см. Для приработанных подшипников (пробег более 30 км) момент составит

6.. .9 кгс-см (усилие на пружинных весах 1,7…2,6 кгс), при новых подшипниках — 18…23 кгс-см (усилие

5.1.. .6.6 кгс).

При отсутствии универсального ключа (см. под-разд. 2.3) для удержания от вращения фланца ведущей шестерни можно изготовить специальный ключ для «Жигулей», показанный на рис. 70.

Раздвижная втулка

 

 

Ключ для удержания от вращения фланца ведущей шестерни при отворачивании и заворачивании гайки