Диафрагменные сцепления отечественных легковых автомобилей ВАЗ и ГАЗ можно проконтролировать, используя один и тот же стенд (рис. 44). Он закрепляется на верстаке тремя болтами М8.

Контроль сцепления (на рис. 44 показано сцепление ВАЗ-2108) производится на основании 1, имитирующем маховик двигателя с ведомым диском сцепления. Обычно рекомендуется имитировать ведомый диск кольцом (ВАЗ) или шайбами («Волга»). Кольцо у «Жигулей» принимается толщиной 8,2 мм, у «Самары» — 8,3 мм, а толщины трех шайб у «Волги» — 8 мм. У основания 1 (рис. 44) этот размер принят 8,25 мм, что учтено при подсчете соответствующих контролируемых размеров.

Закрепив винтами 2 сцепление 6 на основании 1, при помощи гайки 4, вращаемой динамометрическим ключом и опирающейся через опорную втулку 3 на лепестки нажимной пружины, выполняют три хода выключения сцепления («Самара»), четыре («Жигули»), у «Волги» число выключений не оговаривается. При этом контролируются: прикладываемое усилие Q; размеры А (см. рис. 44) — расстояние от основания до плоскости концов лепестков пружин («Самара», «Волга») или до поверхности фрикционной накладки упорного фланца («Жигули»); Б — ход выключения сцепления; В — перемещение нажимного диска (табл. 6).

Усилие Q контролируется по прикладываемому моменту М на динамометрическом ключе. При смазанных резьбе и торце гайки величина M=0,23Q»d кгс»м, где d — номинальный диаметр резьбы в метрах. Например, Q = 137,8 кгс, d=0,028 м, получим М = 0,386 кгс*м.

Размеры А и Б контролируются глубиномером штангенциркуля (см. рис. 44), В — щупами.

Контроль сцепленийКонтрольные параметры сцеплений

Пример контроля сцепления «Самары» (см. рис. 44). Выполняем три хода выключения сцепления, воздействуя на лепестки нажимной пружины силой не более 137,8 кгс (М=0 386 кгс-м), и замеряем каждый раз ход выключения сцепления и перемещение нажимного диска (размер В). Ходу выключения Б=7±0,1 мм концов лепестков должен соответствовать ход диска В > 1.4 мм. Замеряем размер А: для нового сцепления он должен быть в пределах 24,4.. 26,4 мм, для изношенного — больше. Если он достигает 34,8 мм или перемещение нажимного диска будет меньше 1,4 мм, кожух сцепления в сборе с диском заменяется.