Натяг в соединении палец — верхняя головка шатуна при температуре 20 °С должен быть таким, чтобы палец не перемещался в головке шатуна при осевой нагрузке в 400 кгс. Усилие выпрессовки может достигать более 800 кгс.
Для контроля запрессовки и для выпрессовки пальцев предлагается более простое приспособление (рис. 4), чем рекомендуемое заводом А.95615. Детали 6, 9 привариваются к ребру 8. Гайка (рис. 5) собирается с подшипником 8202 (dxDxH=15x32x12 мм; С0=18 247 Н = 1860 кгс). После установки опоры 1 трубчатая часть гайки 2 завальцовывается в канавку опоры. Перед завальцовкой подшипник следует смазать.
Контроль запрессовки. Прикладываемое осевое усилие определяется по моменту затяжки гайки 7 (см. рис. 4). Момент измеряется динамометрическим ключом. Связь между прикладываемым крутящим моментом М и развиваемым осевым усилием Q определяется по формулам:
M=0,23Qd кгс*м;
Q=4,35 M/d кгс,
где d — номинальный диаметр резьбы, м (в нашем случае резьба М14; d=0,014 м).
Так, при Q=400 кгс (3,924 кН) получим
М = 0,23*400*0,014 = 1,288 кгс*м или 12,64 Н*м.


Перемещение пальца 4 (см. рис. 4) контролируется по перемещению головки винта 5 индикатором, закрепленным на стойке 1 кронштейна винтом М6-10.
Посадка пальца в шатуне будет соответствовать норме, если после прекращения действия динамометрического ключа и возвращения гайки 7 (см. рис. 4) в первоначальное положение стрелка индикатора возвратится к нулевой отметке. В случае проскальзывания пальца (М=1,3 кгс*м; Q=400 кгс) в верхней головке шатуна необходимо заменить шатун.
Выпрессовка. Выпрессовку пальца рекомендуется проводить на прессе с использованием оправки А.60308, центрируемой по отверстию в пальце и опоры с цилиндрической выемкой. Одновременно определяется пригодность шатуна. Обычно палец выпрессовывается при моменте 2.8…4,5 кгс*м. что соответствует осевой силе 870…1398 кгс.
Окончательно пригодность шатуна определяется после проверки его на деформацию на поверочной плите или с помощью лекальной линейки.
После затягивания гаек болтов крышки шатун зажимается в тисках за боковые поверхности нижней головки через прокладки из мягкого металла. Зажимать шатун за стержень, а тем более за верхнюю головку, нельзя во избежание его деформации (скручивания).